Окинчица 2004
Команда "Спектрум"

Окинчица 2004. Карта соревнований.        В этом году на соревнования по ночному ориентированию согласились поехать уже участвовавшие раньше Кирилл Фролов, Толик Фомин и Иван Курносов (Окинчица 2003). Кроме того, по дороге к нам обещали присоединиться Тимофей Лапо с друзьями. Из девушек и на этот раз никто поехать не смог. Поэтому мы неспешно договорились встретиться на вокзале в 16 часов.

Встречаемся на Финляндском вокзале         Я, как всегда, традиционно слегка задержался. Придя на вокзал, я обнаружил там уже ожидавших меня Толика, Кирилла и Ивана. Больше никого не было (а должно было прийти еще несколько человек). Мы узнали, когда отходит электричка (до нее было еще два часа), и пошли в магазины закупаться продуктами.

Экипировались на этот раз мы сравнительно неплохо – сказался наш предыдущий опыт. На четверых человек мы взяли три палатки J Также почти у каждого из нас были с собой разные продукты. Поэтому в основном мы покупали не еду: плёнку для фотоаппарата, карты, булавки. До электрички оставалось еще какое-то время, и мы решили пойти попить кофе.

Бродим в поисках кафе         Нагрузившись рюкзаками, мы вышли из вокзала и стали искать подходящее кафе (ибо убогий автомат, продающий кофе в зале ожидания, нас совершенно не устроил). Первое, на что мы наткнулись, была шаверма. Толик и Ваня уже зашли в нее, чтобы купить кофе, однако Кирилл наотрез отказался, мотивируя это тем, что в таких заведениях продают всякую дрянь и лечиться потом будет себе дороже. Мы пошли дальше (Кирилл обещал показать нам нормальное кафе). В конце концов мы пришли – хорошее кафе, столики в помещении и на улице, сидят прилично одетые люди… Мы вваливаемся туда в походной одежде и с рюкзаками. От кого-то сразу Покупаем кофе в "Шаверме".последовало предложение прямо там разбить палатку. Персонал кафе посмотрел на нас и стоически промолчал. Однако их опасения оказались совершенно беспочвенными: посмотрев на цены, мы поняли, что делать нам там особенно нечего – мы достаточно потратились на экипировку и продукты. На этом наш поход в кафе закончился – мы вернулись в шаверму и купили там по стаканчику кофе – скажу наперед, что ничего ужасного от этого кофе, как опасался Кирилл, с нами не случилось.

Выпив кофе, мы вернулись на вокзал – до отправления поезда оставалось уже не так много времени. Успешно сев на электричку, мы направились в сторону Петяярви – соревнования в этом году проводились именно там. Надо заметить, что наш вагон был битком набит людьми – по опыту прошлых лет я знал (и даже не сомневался в этом), что большинство людей едут, как и мы, на соревнования по ночному ориентированию. С нами в тамбуре ехала велосипедистка (представьте, в битком набитый людьми тамбур впихнуть велосипед) и забавный подвыпивший мужичок, который у всех беспрестанно допытывался, где он и куда едет. Так что уже в электричке стало весело и скучать не приходилось.

Где-то в районе Сосново к нам присоединились Тимофей Лапо с Алексеем Воскресенским и Эльдаром (фамилии, к сожалению, не знаю). Я еще из города созвонился с ними, и знал, что они сядут на нашу электричку, но они зашли как раз в тот вагон и в ту дверь, около которой стояла вся наша компания. Вот такое вот совпадение, но в нашем городе они, как я заметил совершенно не редкость.

Через 3 часа утомительного путешествия мы доехали наконец до станции нашего назначения – Петяярви. Теперь нам предстояло пройти 2 километра пешком. К счастью, я заблаговременно обзавелся картой с маршрутом пути от станции до лагеря проведения соревнований. К слову сказать, она нам не особенно и пригодилась – все содержимое электрички (не одна сотня человек) двинулось по единственной большой дороге в сторону лагеря. Мы влились в вереницу людей и попросту слились с ними. Кирилл Фролов, тем не менее, старался извлечь из не бесплатно (3 р.!) приобретенной карты хоть какую-то пользу - держа ее перед собой, беспрестанно сокращал путь: то взбирался на небольшой холм (и пропадал из поля нашего зрения), то появлялся с другой стороны холма и спускался к нам, между тем как дорога, по которой мы шли, благоразумно эти холмы огибала. Приблизительно на 2/3 пути мы дошли до развилки, причем все люди уверенно шли налево, по большой дороге. Кирилл объявил, что все идут совершенно неверно, и он проведет нас правильным путем. Наша небольшая группа свернула направо. Через некоторое время мы шли по дороге одни. Дорога становилась все меньше, меньше… Через какое-то время она превратилась в тропинку. Кирилл повел нас между деревьями (тропинки также уже не стало). Теперь мы все вмести взбирались на холмы и спускались с них. Идти стало чуть тяжелее, чем вместе со всеми по дороге. К счастью, через некоторое время мы выбрались-таки к лагерю – причем в центре и через фиг-знает-какое место. Как говорится, проявили индивидуальность! Ну, уж последнее место в соревнованиях нам в этом году не грозило – явно с нестандартностью мышления у нас все было в порядке.

Памяти Окинчицы...         Мы отошли чуть в сторону от основной массы палаток и разбили наш небольшой лагерь. Палаток мы поставили всего 2 из трех (сразу замечу, что их вполне хватило – ночью в них спало 7 человек). Костер долго не хотел разжигаться – сказалась наша усталость и отсутствие дров. Последние нам все-таки пришлось собрать. Между тем, стало уже темно (когда я начал ставить палатку, было еще светло, но я очень долго распутывал веревки для колышек – и заканчивать установку палатки мне пришлось уже в темноте). Ничего такого: палатку я ставил 15-20 минут. Осенью очень быстро темнеет.

Счастливые участники         Пока ребята разжигали костер, я пошел узнать, когда стартует наша команда. На этот раз нам очень повезло: время старта команды «Спектрум» (это мы!) было 23:18. То есть до старта оставалось еще около 2-х часов. Я пошел назад, и некоторое время не мог найти нашу палатку – вокруг везде одинаковый лес, никаких ориентиров. В результате я все-таки вышел куда надо – причем выяснилось, что наша палатка оказалась в двух шагах от финиша – пункт 100. Очень удобно, особенно когда уставший заканчиваешь дистанцию.

Через некоторое время к нашей компании присоединился Сергей Макушев с компанией – причем если его друзья собирались бежать, то сам он был уже достаточно хороший, и решил остаться. Поскольку в их команде было заявлено 4 человека, то стартовали мы все: его друзья, Сергей и я – за компанию J С этого же места мне пришлось стартовать через 2 часа еще раз – хорошо, что судья меня не узнал.

Старт. Нас проважают Тим, LAS и Эльдар         Подходило время старта нашей команды. Тимофей, LAS и Эльдар, узнав, что мы не собираемся отмечать Окинчицу до того, как пробежим (что, в принципе, естественно), очень расстроились, и решили нас покинуть – поехать к Тимофею на дачу (благо, она находится не так далеко от Петяярви). Мы вышли на старт, они помахали нам ручкой – и мы побежали.

Бежать нас должно было трое: я, Толик Фомин и Кирилл Фролов (с нами опять за компанию стартанул Сергей, т.к. наша команда была также заявлена на 4 человека). Сергей резво пробежал с нами полкилометра, уверенно ведя нас за собой, и оставил, пожелав удачи. Не знаю, сыграло роль то, что нас вел Сергей, или сработал т.н. «эффект старта» – но мы около 40 минут пытались определить по карте, где мы находимся, после чего начали более-менее ориентироваться.

Берем первый пункт         Нашим первым пунктом был 31-й (его можно увидеть на карте, если щелкнуть по ней в верху страницы). Как только мы разобрались, куда нам бежать, мы сразу же этот пункт нашли. Там я встретил замечательного человека, который был очень нетрезв (выяснял, где он по карте находится, но при этом уже заканчивал проходить дистанцию в 20 километров). Вероятно, он по дороге отмечал каждый найденный пункт J Следующим мы взяли 46-й пункт. Он оказался очень примечательным – рядом с ним сидела веселая компания, и играла гармошка. К сожалению, мы не могли задерживаться, и побежали дальше.

Толик. Взяли следующий пункт         Следующие пункты находились на очень большом расстоянии друг от друга, поэтому мы решили особенно не напрягаться, и пошли пешком (в этом году я решил не превращать ориентирование в сумасшедшую гонку). Правда, пару раз мы сбивались на карте, и тогда начинали носиться как очумелые туда и обратно.

Общее впечатление, которое осталось у меня от Петяярви – это глубочайшие овраги и огромные горки. Причем как спуски, так и подъемы очень крутые. Как выразился один из участников, это когда ты стоишь на земле, а перед лицом у тебя тоже земля, и при этом ты абсолютно трезв. Забежав снизу на такую горочку, в течение 5 минут нет сил не то что на бег, но и на быстрый шаг, как минимум. К тому же на всем пригорке до самого верха растут огромные сосны – и исчезают где-то вдали наверху. Создается ощущение, что они могут не выдержать и сорваться вниз – ночью это производит довольно жуткое впечатление.

Кирилл берет пункт         С 37 пункта мы сократили дорогу и побежали к 44-му. Причем бежать пришлось по очень вытянутой гряде, метров 5-7 шириной. Влево и вправо вниз уходили овраги. Я был абсолютно уверен, что если случайно сорваться, то можно катиться без остановки до самого низа – пол километра. Иногда очень далеко внизу блестели озера. Мне этот участок запомнился больше всего – незабываемое ощущение на всю жизнь.

Приблизительно в это время мне позвонил Тимофей: оказывается, они добрались до станции, причем их поражало огромное количество народа, бегающего вокруг них по лесу с фонариками. Тимофей развлекался как мог: ложился на землю и изображал из себя пункт, или направлял людей, спрашивающих у него направление, в разные стороны. Сейчас они сидели на платформе, и всем кричали, что они 49 пункт. На самом деле 49-й пункт был в километре от них.

Ориентируемся по карте         Довольно успешно взяв 49-й и 50-й пункты, мы побежали к 51-му, одному из последних. Это-то и оказался тот самый пункт, который встречается на каждом соревновании: мы выходили на него по карте слева, справа, снизу, сверху (только зенит и надир не пробовали) – результат был один. Точнее, его отсутствие. Не было пункта, хоть ты тресни. Естественно, мы были такие не одни – вокруг бегало человек 70 с фонариками. Причем как всегда в таких случаях срабатывал эффект толпы: если одному казалось, что он догадался, где же находится пункт, и бежал туда – остальные устремлялись вслед за ним. Побегав с людьми, мы поняли, что нам это ничего не даст. Тогда мы вышли на ближайший ориентир – тропинку, и шагами стали отмечать расстояние (300 метров) до пункта. Нам это не очень-то и помогло.

Промаявшись таким образом около часа, мы вышли-таки на искомый пункт. Причем расположен он был так, что его действительно непросто было найти – деревья, деревья, а он среди них. Не скажу, что мы испытали какое-либо облегчение – сил на эмоции не оставалось. Мы рванули к последним пунктам – 52-й, 53-й и финишный, 100-й. Причем с последним у нас проблем особых не было: он находился рядом с нашим лагерем, и вечером мы не один раз проходили мимо него (потом, ночью, люди часто бегали вокруг нашей палатки, и никак не могли найти финиш).

В общей сложности мы бегали (точнее, ходили) около 3 с половиной часов. Если бы мы не потеряли 40 минут на старте и час в конце, то мы бы уложились в 2 часа. А если бы бежали J Так что я считаю, что профессионализм нашей команды (по сравнению с предыдущими соревнованиями) ощутимо вырос. Как говорится, мы продвинулись с конца в сторону начала списка (если считать 2002 год).

Вернувшись в лагерь, мы обнаружили там Сергея и Ивана (уже хороших – они приговорили 0.7 литра). Толик стал предлагать отметить соревнования – мы с Кириллом тихонечко – сначала он, затем я – уползли в палатки и легли спать. Мне не хотелось перебивать прекрасные впечатления от прохождения трассы спиртным. Через 20 минут после нас прибежали друзья Сергея, они также сразу легли. Толик огорчился, но ничего поделать не мог – мы пить не хотели, а Сергей с Иваном уже не могли.

Музыка окрыляет         Всю ночь мне мешал спать холод. В этот раз я взял с собой спальный мешок, я никак не мог найти шапку (хотя я помнил, что я её брал). Я периодически просыпался, перекапывал сумку, не находил шапки и засыпал снова. Утром меня разбудил Толик, и предложил пойти посмотреть результаты (организаторы соревнований имеют скверную привычку увозить стенды с результатами к 12 часам утра). Я поднялся, и обнаружил шапку, лежащую под сумкой. Было очень обидно.

Рубим дрова         Стояла замечательная погода. Похолодало, но совсем чуть-чуть. Вообще, я считаю, что нам с погодой очень в этом году повезло. Мы пошли к центральной палатке, и успели-таки увидеть результаты соревнований (мы заняли 40-е место). Это очень знаково, так как в 2002 году мы заняли последнее место в списке, а в этот раз мы были ровно посередине (всего участвовало 80 команд). Так что в следующий раз мы должны занять место уже в начале списка – т.е. первое. Рядом со стендами, на одной из оставленных стоянок, мы нашли и дрова – явно никому уже не нужные. Посидев до обеда, мы решили побыть на природе еще чуток, и пошли снова за нарубленными дровами – но обнаружили там хозяев, и они нам дали лишь огромные неразрубленные чурки. Мы с огромным трудом докатили их до лагеря, но толку с них оказалось мало – разрубить их нам так и не удалось. Зато на них было очень удобно сидеть J Толик все же сподвиг нас на отмечание соревнований, так что вторая половина дня прошла так же замечательно. Затем мы все собрались и двинулись домой, я же поехал к Тимке на дачу – но это уже другая история, к ориентированию не имеющая никакого отношения.

Счастливый ориентировщик         Ночное ориентирование – очень замечательный вид спорта (если относится к нему серьезно). Я очень рад, что существуют соревнование и мы имеем возможность на них ездить. В следующий раз попробуем поиграть количеством и составом команд – посмотрим, что из этого выйдет. Но этот раз совершенно не последний, и я рад (сейчас это уже хорошо видно), что поездки на Окинчицу стали у нас прочной традицией. Которая не прервется еще, вероятно, очень-очень долго. И вам желаю того же J